Официальное явление миру Land Rover Discovery состоялось 16 сентября 1989 года на автосалоне во Франкфурте, но история этого автомобиля берет свое начало в августе 1987-го. Именно тогда, вскоре после начала продаж Range Rover Classic на американском рынке, руководство фирмы решило, что в модельном ряду компании зияет огромная дыра. Действительно, на одном полюсе находились работяги Land Rover 90 и 110, а на другом – изысканный Range Rover. Результатом стал «Проект Jay», предусматривавший разработку автомобиля на шасси Range Rover, не менее комфортабельного, но более легкого и дешевого. Первый семейный внедорожник от Land Rover начал свою жизнь в трехдверной версии с бензиновым двигателем, старым добрым V8 объемом 3.5 литра. Но поскольку этот мотор, ставший эталоном надежности и неприхотливости, отличался избыточным для семейного автомобиля аппетитом, уже через несколько месяцев гамму двигателей пополнил турбодизель TDI 200 объемом 2.5 литра. Естественно, трех дверей для семейного автомобиля маловато, так что в 1990 году появилась пятидверная версия, быстро занявшая место основной.
Немалую роль в успехе модели сыграл тот факт, что в течение 7 лет, с 1990 по 1996 год, Discovery 1 оставался бессменным автомобилем Camel Trophy. Тысячи фотографий и недели экранного времени доказывали, что «фермер во фраке» (так окрестили новинку журналисты) способен преодолеть любые препятствия. Правда, с поведением на дороге дело обстояло чуть хуже. Стремясь сделать настоящий внедорожник и максимально увеличить ходы подвески, конструкторы убрали из подвески стабилизаторы поперечной устойчивости. Немало нареканий вызвала и механическая коробка передач LT 77 – ее ругали за плохую избирательность и многочисленные поломки. И все же популярность Disco быстро росла. В 1990 году было продано 23 067 автомобилей, а уже в 1993-м «фермер» был растиражирован в количестве 67 910 экземпляров!
Land Rover Discovery 1В конце 1994 года модель претерпела первый рестайлинг. В подвеске появились стабилизаторы поперечной устойчивости (с 1993 г), объем бензинового V8 вырос до 3.9 литра (с 1993г). Изменились и мосты: 10-шлицевые были заменены на 24-шлицевые. А еще оснащение машины пополнилось ABS. Капризная коробка передач LT77 была заменена на значительно более надежную и четко работающую R380. Раздаточная коробка LT230 осталась прежней. Появился новый дизель TDI 300 (того же объема 2.5 литра). Главным его отличием от предыдущего мотора стало давление наддува, увеличенное с 0.8 до 1.0 атм. Серьезным изменениям подвергся и салон: была полностью переработана передняя панель, рулевое колесо и улучшилось распределение потоков воздуха.
А когда в 1995 году Land Rover перешел под контроль BMW и начались активные продажи Discovery 1 в США, «английский джентльмен» бросился догонять заокеанских конкурентов по уровню комфорта и безопасности. В оснащении машины появились 16-дюймовые легкосплавные диски, дороге версии получили кожаную обшивку сидений, панели из натурального дерева, кондиционер и множество приятных мелочей вроде очистителей фар. В общем, Discovery начал свое медленное, но верное движение в сторону «асфальта». Кстати, в руководстве Land Rover до сих пор борются две точки зрения. Представители одной до сих пор считают, что дух приключений – это такая же важная деталь автомобиля Land Rover, как рама или раздаточная коробка с межосевым дифференциалом. А вот сторонники другой, напротив, уверены, что участие в Camel Trophy и репутация серьезного борца с бездорожьем только навредили имиджу Discovery… Выпуск первых «Открытий» завершился в 1998 году, когда с конвейера завода в Солихалле сошел первый Discovery II.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Общая длина (с запасным колесом) 4521 мм
Общая длина (с присоединенным
тягово-сцепным устройством) 4534 мм
Общая ширина (без учета зеркал) 1793 мм
Общая высота (без багажника на крыше) 1928 мм
Общая высота (с открытым люком на крыше) 2005 мм
Расстояние между осями 2540 мм
Ширина колеи.
-передних/задних колес 1486 мм
- ширина между арками колес 1080 мм
Показатели движения по бездорожью
Предельный уклон (для полностью заправленного
и оборудованного автомобиля
с массой по нормам ЕЭС) 450
Угол въезда (для полностью заправленного
и оборудованного автомобиля с массой
по нормам ЕЭС) 390
Угол съезда с установленным тягово – сцепным
устройством (для полностью заправленного и
оборудованного автомобиля с массой по нормам ЕЭС) 200
Угол съезда без установленного тягово – сцепным
устройством (для полностью заправленного и
оборудованного автомобиля с массой по нормам ЕЭС) 290
Глубина преодолеваемого брода 500 мм
Минимальный дорожный просвет
(не груженого автомобиля) 214 мм
МАССА АВТОМОБИЛЯ
Примерная собственная масса автомобиля по нормам ЕЭС (при полностью заправленном топливном баке без дополнительных принадлежностей)
Автомобили с бензиновым двигателем 2720 кг Автомобили с дизельным двигателем 2720 кг
Модели 300Tdi
Максимальная нагрузка на переднюю ось 1200 кг
Максимальная нагрузка на заднюю ось 1650 кг
Собственная масса по нормам ЕЭС и ее распределение
3 двери 5 дверей (базовый вариант) 5 дверей (вариант "S")
Передняя ось 1040 кг 1040 кг 1040 кг
Задняя ось 1015 кг 1040 кг 1060 кг
Всего 2055 кг 2080 кг 2100 кг
Собственная масса по нормам ЕЭС:
масса автомобиля без груза+ полный топливный бак+ 75 кг на массу водителя
Модели v8i
Максимальная нагрузка на переднюю ось 1100 кг
Максимальная нагрузка на заднюю ось 1650 кг
Собственная масса по нормам ЕЭС и ее распределение
3 двери 5 дверей
Передняя ось 970 кг 970 кг
Задняя ось 1010 кг 1055 кг
Всего 1980 кг 2025 кг
Собственная масса по нормам ЕЭС:
масса автомобиля без груза+ полный топливный бак+ 75 кг на массу водителя
Модели Mpi
Максимальная нагрузка на переднюю ось 1110 кг
Максимальная нагрузка на заднюю ось 1650 кг
Собственная масса по нормам ЕЭС и ее распределение
3 двери 5 дверей
Передняя ось 930 кг 930 кг
Задняя ось 1010 кг 1055кг
Всего 1940 кг 1985 кг
Собственная масса по нормам ЕЭС:
масса автомобиля без груза+ полный топливный бак+ 75 кг на массу водителя
МАССА БУКСИРУЕМОГО ГРУЗА
Модели V8 и 300 Tdi
Предельно допустимая буксируемая масса По дороге По бездорожью
Прицепы без тормозов 750 кг 500 кг
Прицепы с тормозами 3500 кг 1000 кг
Груз на крыше 50 кг 30 кг
Четырехколесные прицепы с тормозами, объединенными с тормозной системой автомобиля
4000 кг 1000 кг
Модели MPi
Предельно допустимая буксируемая масса По дороге По бездорожью
Прицепы без тормозов 750 кг 500 кг
Прицепы с тормозами 2750 кг 1000 кг
Груз на крыше 50 кг 30 кг
Нагрузка от дышла на тягово-сцепное устройство 150 кг 150 кг
ПРИМЕЧАНИЕ Приведена предельно допустимая масса груза, перевозимого на крыше автомобиля, при использовании стандартного багажника из одобренных фирмой продольных и перекрестных штанг, которые рассчитаны на указанную массу. При использовании других багажников необходимо учитывать их вес, включая его в общую массу перевозимого груза.
ТОПЛИВО
Дизельные двигателя Дизельное топливо или автомобильный газойль (AGO) согласно EN 590
Бензиновые двигатели
Автомобили с катализатором неэтиленовый бензин с октановым числом 95
Автомобили без катализатора
- Двигатель Mpi неэтиленовый бензин с октановым числом 95
-Двигатель V8i c высокой степенью сжатия этиленовый бензин с октановым числом 97
или неэтилированный бензин с октановым числом 95
-Двигатель V8i c низкой степенью сжатия этиленовый бензин с октановым числом 90
или неэтилированный бензин с октановым числом 95
ПРИКЛЮЧЕНИЯ БРИТАНЦЕВ В РОССИИ
В России Land Rover Discovery появились в 1994 году, причем «источником» машин стала… авиационная фирма Сухого – по слухам, 20 автомобилей были получены по бартеру, в обмен на истребитель Су-27. Впрочем, это только слухи. На следующий год 50 Discovery получила московская милиция, а вскоре начались и официальные продажи английских внедорожников. До введения заградительных пошлин флот Discovery активно пополнялся и за счет ввоза подержанных машин из Европы, так что на сегодняшний день «англичанин» весьма неплохо представлен на вторичном рынке. Но тут начинаются некоторые парадоксы... С одной стороны, сам по себе Discovery никогда не был дешевым автомобилем. С другой стороны, автомобили, выпушенные до 1995 года, на нашем вторичном рынке стоят весьма недорого, укладываясь в пределы психологического барьера в $10 000 (за них просят от 6500 до 8500 «вечнозеленых»). Машины 95-го года продаются за $9200–11500, а 1996–1997-го годов – за $13 900–17 000. При этом назвать модель «бестселлером» все же нельзя. Скорее всего дело в том, что цены на запчасти и обслуживание британских машин тоже были традиционно выше, чем у «американцев» и «японцев». Ну а в отношении надежности Discovery сложилось два диаметрально противоположных мнения. Одни утверждают, что автомобили Land Rover только и делают, что ломаются, другие – что нет ничего надежней Land Rover.
КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕКТРОХИМИЮ
Первое, что бросается в глаза, если мы говорим об эксплуатационных особенностях этой машины, – это низкая коррозионная стойкость кузова. Усугубляется это и тем, что многие владельцы искренне считали, что раз алюминий не ржавеет, то антикоррозионной обработкой машин заниматься не стоит. На самом же деле из «крылатого металла» сделаны только кузовные панели, закрепленные на штампованном стальном каркасе. Места, где алюминий завальцован на сталь, не могут не страдать от электрохимической коррозии. Приходится менять прокорродировавшие детали целиком или клепать на пострадавшие места листы алюминиевого профнастила. Других вариантов победить эту болезнь нет. В любом случае у «городских» машин, эксплуатировавшихся в России с середины 90-х, кузова обычно находятся в плачевном состоянии, а у тех, кто провел свой век на периферии и не знал, что такое «соленая зима», с сохранностью кузова все нормально.
ДВИЖУЩАЯ СИЛА
Итак, под капотами Discovery могут стоять бензиновые V8 объемом 3.5 и 3.9 литра или турбированные дизеля TDI 200 и TDI300. Бензиновые моторы особых неприятностей владельцам не доставляют. Они исключительно надежны, но, что греха таить, весьма прожорливы. С возрастом они начинают потихоньку гнать масло отовсюду, откуда только можно. В результате, картина выглядит следующим образом: мотор потеет себе маслом, а владелец доливает его помаленьку и ездит, ездит, ездит…
Дизель 200-й серии, стоявший до 95-го года, – неприхотливая рабочая лошадка. Единственная проблема – в салоне машин, оснащенных этим мотором, прохладно. Но бороться с этим явлением можно. Температура работающего дизеля не может упасть ниже 60 градусов. Поставь вентилятор на минимум и направь поток только в ноги и на ветровое стекло, тогда в салон будет поступать достаточно теплый воздух. Что касается дизеля TDI 300, то у него есть только одна болезнь: если упустить момент смены ремня ГРМ, то ремень обрывается (впрочем, без катастрофических последствий). А еще при покупке дизельного Land Rover Discovery выпуска 95-го года и младше нужно обязательно поменять ролик-натяжитель единого длинного ремня и сам ремень. Это обойдется в $250, но избавит вас от многих неприятностей. Кстати, на TDI 200 было три ремня, два из которых взаимозаменяемы. Это позволяло в критической ситуации переставить ремни и все-таки добраться до цивилизации. Замена всех трех ремней стоит $150. И по-настоящему радует владельцев тот факт, что у дизелей Land Rover очень мало проблем с зимним запуском и плохой соляркой.
ЗАСТАРЕЛАЯ ПРОБЛЕМА
О ставшей притчей во языцех проблеме течи рулевого редуктора автомобилей Land Rover сказано и написано столько, что и обсуждать-то ее не хочется. Но придется. Дело в том, что перебирать редуктор и менять сальники – мероприятие достаточно бестолковое. Для замены фторопластовых колец требуется специальная оправка. А ее нет ни у официальных дилеров, ни, тем паче, у неофициальных (без оправки при вставке у фторопластовых колец нраушается герметичность). В общем, через полгода редуктор снова начинает течь, хотя вы и потратили $350. Радикальным решением вопроса является замена редуктора ($1090).
ПОДВЕСКА, ТРАНСМИССИЯ, ХОДОВАЯ
Коробка передач LT77 изначально зарекомендовала себя не лучшим образом. У нее часто выходила из строя вторая передача (ремонт – $583, запчасти – $300) и разбивало шлицевое соеди- нение вала, входящего в РК. В свое время Land Rover провел акцию по замене 77-й коробки на 380-ю всего за $1000, и очень многие такой возможностью воспользовались. С R380 практически все проблемы были сняты. Правда, иногда при старте с места (особенно у машин с бензиновым двигателем) срезало первичный вал, но это происходило просто от неумения плавно трогаться. Неумехам придется раскошелиться на $617.
Немало вопросов у первых Discovery было и с крестовинами карданного вала. Из-за того что блокировку межосевого дифференциала можно было включать на любой скорости, во всех редукторах были предусмотрены повышенные зазоры, что и становилось причиной знаменитого «тук-тук» при трогании. В тайм-меню Land Rover никогда не было такой операции, как «замена крестовины», зато присутствовала «переборка карданного вала». Менялись две крестовины сразу, а если надо, то и часть кардана или весь вал в сборе. Но у нас ведь всегда так: «поменяем эту, а вторая еще походит». И вот меняется одна крестовина, а оставшаяся сразу начинает разбивать новую... Сейчас крестовины стоят по $25–30 (а неоригинальные детали по $18), сам карданный вал $180, а полный ремонт $400–500. И все же стоит присмотреться к опыту англичан, которые, при всей своей скупости, никогда не меняют по одной крестовине, по одной шаровой опоре, по одному амортизатору и пружине. Кстати, последние поставляются только в комплекте, потому что правая и левая пружины имеют разную высоту!
Что же касается мостов, то практически на всех старых машинах шары поворотных кулаков проржавели, покрылись раковинами и требуют замены ($130+$35 работа). При этом придется сменить и подшипники ступиц ($20). ШРУСы ходят очень долго, и выходят из строя они тогда, когда в ШРУС забывают регулярно менять смазку.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Когда первые Discovery начали появляться в России, наиболее распространенной неисправностью стали погнутые рулевые тяги и погибшие амортизаторы. Дело в том, что в инструкции LR написано однозначно – съехал с асфальта – включил пониженную. А если мчаться по бездорожью, то амортизаторы быстро перегреваются, что приводит к выходу из строя резиновых уплотнений перепускных клапанов. Замена оригинальных амортизаторов стоит $380–390 с работой. При правильной эксплуатации амортизаторы и сайлент-блоки ходят тысяч по 120, шаровая опора А-образного рычага – тысяч 150, а диск сцепления 200!
Примерно то же самое произошло, когда в России появились Discovery 95-го модельного года. У них мгновенно начались проблемы со стойками стабилизатора поперечной устойчивости. И опять же проблема эта свойственна только России, потому что на этих, уже более «дорожных» машинах, пытались ездить по бездорожью хорошим ходом. А из-за этого летят не только стойки стабилизатора ($550 за комплект с работой), но и рулевые наконечники ($317), а также все те же амортизаторы. Стоит отметить, что чаще страдают элементы ходовой с правой стороны (на нее с обочины летит песок и прочий абразив).
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВЕЩЬ НЕПРОСТАЯ
В 95-м году на Land Rover Discovery появилась электроника... И с ней немедленно начались проблемы, в первую очередь с ABS. А теперь нам вновь придется вернуться к национальным особенностям эксплуатации. Как только ты начинаешь гонять по бездорожью на повышенной передаче, разбалтываются подшипники ступиц. Их регулировка – операция довольно дорогостоящая, но если ею пренебречь, начинает выбивать датчики ABS. А один датчик стоит порядка $400, плюс $100 за работу. А потом опять же требуется обязательно отрегулировать подшипники всех четырех колес. И еще: сзади стоят два датчика, но соединительная фишка всего одна. Соответственно, если обнаруживается неисправность заднего датчика, нужно менять два разом, а это уже $800. Электроника до 98-го года вообще была не очень надежной.
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
Покупая машину за 5–10 тысяч долларов, нужно быть готовым сразу занести некоторое количество зеленых бумажек механикам и продавцам запчастей. Для Land Rover «правило тысячи» быстренько преобразуется в «правило 2–3 тысяч». После покупки нужно сразу поменять все жидкости. Следует также обратить внимание на сальники шаров, течь рулевого редуктора, люфты трансмиссии, течи масла из коробки передач и раздаточной коробки. Обязательно нужно узнать, когда менялся ремень ГРМ. Если понять не удалось, лучше потратить $350 (с работой) и поменять ремень профилактически. Чтобы обезопасить себя от головной боли с подвеской, лучше сразу поменять сайлент-блоки всех рычагов и тяг Панара, стойки стабилизаторов поперечной устойчивости, проверить и отрегулировать подшипники ступиц и рулевой редуктор, проверить и, возможно, поменять рулевые наконечники, поменять шаровую опору заднего моста ($109) и сайлент-блоки А-образного рычага. Комплект сайлент-блоков на всю машину обойдется вам в $150, а вся операция с работой – в $434. Подшипники ступиц стоят по $20–25, рулевые наконечники – $25. Возможно, придется заняться и ремонтом карданного вала. Вообще сейчас для Discovery выпускается очень много неоригинальных запчастей, и тут нужно смотреть на качество, а не на цену. Но если вы проделаете весь этот комплекс работ, машина отблагодарит вас многолетней беспорочной службой, а текущее обслуживание покажется совсем не обременительным. Судите сами: передние тормозные колодки стоят $35, задние – $25, топливный фильтр $15, (для бензинового мотора) и $20 для дизеля, воздушный – $20, масляный – $25. Комплект колодок трансмиссионного стояночного тормоза обойдется вам порядка $60.
В заключение хочется сказать, что Discovery, как никакой другой автомобиль, приспособлен для дальних путешествий. Единственный минус – относительно малый объем багажника. Зато при необходимости в машину можно усадить 7 человек. Что же касается смещенного влево педального узла, то вы сами удивитесь, насколько быстро к этому можно привыкнуть.